История советского автопрома 60-ых годов прошлого века

Деточкин и Волга

ГАЗ-21 «Волга» изменила нашу страну навсегда. Культовая машина стала символом целой эпохи в отечественном автопроме. Невероятный дизайн и передовые технические решения восхищают и по сей день.

В 1961 году по дорогам СССР уже бегало около 170 тысяч «двадцать первых» «Волг». И хотя до «Победы», выпущенной в количестве 236 тысяч экземпляров, было еще далеко, красавица «Волга» уже не чувствовала себя дебютанткой. Это был во всех отношениях успешный и востребованный автомобиль. Чтобы понять причины и цели очередной модернизации ГАЗ-М21, надо принять во внимание ситуацию, сложившуюся в начале 60-х годов в мировом и отечественном автопроме.

Волга

В 1962 году на смену вычурному и архаичному правительственному лимузину ЗИЛ-111 приходит не менее вычурный, но осовремененный ЗИЛ-111Г. Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА) начинает выпуск последнего семейства малолитражек второго поколения — «Москвич-403». На заводе «Коммунар» готовятся провести первую модернизацию «горбатого» — ЗАЗ-965. ГАЗ-13 «Чайка» еще считается новой моделью, а на Ульяновском автозаводе в самом разгаре выпуск ГАЗ-69.

У «двадцать первой» «Волги» не было конкурентов — она оставалась единственным в стране автомобилем своего класса, обладающим всеми необходимыми потребительскими качествами, а достаточно высокая цена делала ее относительно доступным (то есть не слишком дефицитным) товаром. Одним словом, предпосылок для модернизации ГАЗ-М21, обусловленных ситуацией на внутреннем потребительском рынке, не было. В мировом автопроме тем временем происходит стремительное обновление трендов. Аэрокосмический стиль без боя сдает позицию за позицией, а вместе с ним уходят крупные формы и «лепные» рельефы. Наступает эра лаконичного рационального дизайна, умеренности и элегантности.

Красная Волга

Автомобили Горьковского автозавода ведут свой род от моделей Ford, поэтому в качестве зарубежных аналогов «Волги», созданных в начале 60-х годов, уместно вспомнить машины именно этой компании. В Европе дебютирует третье послевоенное поколение Ford Taunus РЗ — «17М». Дизайн этих автомобилей уже не имеет ничего общего с помпезными формами 50-х, а мотору вполне хватает 1,7 литра рабочего объема, чтобы развивать 60 л. с. Более того, малолитражная модель семейства Taunus Р4 — «12М», появившаяся в 1962 году, имеет передний привод!

Салон Волги

В Восточной Европе «двадцать первая» продается неплохо, но экспорт в соцстраны не слишком выгоден, а на Западе спрос на устаревающий автомобиль неуклонно падает. Даже верный партнер «Автоэкспорта» бельгийская компания Sobimpex (позже переименованная в Scatdia-Voiga), специализирующаяся на импорте «Москвичей» и «Волг» в страны Западной Европы, вынуждена прибегать ко всевозможным ухищрениям: итальянскому кузовному ателье Ghia заказан проект радикального обновления внешности ГАЗ-М21, а на «стапелях» фирмы начата сборка «Волг» из машинокомплектов.

Волга со звездой

Эти автомобили оснащаются моторами зарубежного производства — преимущественно дизельными. Получается, что вполне актуальная для СССР «Волга» ГАЗ-М21 на западных рынках считается безнадежно устаревшей и внешне, и конструктивно. «Семейные» автомобили к началу 60-х стали заметно компактнее и экономичнее, а иной потребительской ниши за рубежом для горьковского седана не нашлось.

Новинки мирового автопрома
ГОРЯЧИЕ НОВОСТИ
Новые отечественные авто