Autoteka

Беспилотные автомобили в России в 2023 году: обзор восьми беспилотников

Пока все следят за достижениями компании Tesla и разбирают проблемы, связанные с ее автопилотом, который, кстати, так и не заработал так хорошо, как обещал Маск, другие двигаются вперед. Согласно последним новостям на 2023 год, Россия не отстает в области беспилотных автомобилей, каждый год появляются новые инициативы.

Состояние авторынка в России

В России испытания беспилотных автомобилей проводятся уже сейчас, но за рулем по-прежнему находится инженер. Число мест, где теперь можно проводить тестирование, увеличилось до 13, и теперь оно охватывает, в частности, Московскую, Санкт-Петербургскую, Ленинградскую, Владимирскую, Нижегородскую, Новгородскую и Самарскую области.

На трассе М-11 Москва — Санкт-Петербург и М-12 Москва — Казань — Екатеринбург уже созданы полосы для беспилотных фургонов.

Ранее компания «Яндекс» планировала постепенно наращивать мощности, выпустив в 2019 году на дороги общего пользования около 1 000 моделей авто. Это действительно имело определенный успех, так как их появление освещалось в СМИ, а некоторые люди смогли увидеть эти автомобили воочию.

Перспективы развития

Если верить трехэтапному плану Сбербанка и «Яндекса», на первом этапе предполагалось значительно расширить испытательную среду, чтобы ускорить адаптацию новых технологий к практическим условиям.

На втором этапе инициатива должна была обеспечить техническую и законодательную базу для перехода от опытно-промышленной эксплуатации к полномасштабной. Эта часть стратегии также была выполнена в срок и удовлетворительно.

Третий этап разработки дорожной карты, начавшийся в 2022 году, должен был заложить основу для полноценной эксплуатации автомобилей. Пока все идет в соответствии с ожиданиями.

Заблаговременно «КАМАЗ», Сбербанк (дочерняя компания Sber Digital Auto) и «Яндекс» совместно подготовили изменения в Постановление Правительства № 1415, которые расширили бы требования к пилотным программам по эксплуатации высокоавтоматизированных автомобилей и ускорили бы внедрение беспилотного вождения.

Самые ожидаемые модели

Скоро коммерческие беспилотные автомобили можно будет увидеть на российских дорогах общего пользования.

КАМАЗ-3373 «Челнок»

Возможно, в скором времени предприятие КамАЗ будет готово представить серийную версию своего нового автомобиля.

Каталожный номер модели — КамАЗ-3373.  Это роботизированная грузовая платформа, способная передвигаться самостоятельно. Первые прототипы были представлены ещё в 2020 году.

КАМАЗ-3373 «Челнок»

Кабина отсутствует. Машина не имеет передней и задней частей, поскольку датчики и светодиоды, помогающие ориентироваться в пространстве, установлены симметрично. Поскольку загрузка теперь может производиться с любой стороны, это очень удобно.

Электродвигатель с синхронным приводом на постоянных магнитах приводит в движение все четыре колеса шасси. Габариты «Челнока» составляют 8 х 2,55 м, грузоподъемность — 10 тонн, максимальная скорость — 40 км в час. Однако конечная мощность, видимо, будет выше.

КамАЗ-6561 «Геркулес»

Автономный самосвал не за горами: лидер в этой области — КамАЗ — в июле 2021 года совместно с МГТУ им. Баумана показал прототип модели КАМАЗ-6561 с шарнирно-сочлененной рамой и двумя степенями свободы, получившую название «Геркулес».

КамАЗ-6561 «Геркулес»

Автомобиль оснащен двигателем внутреннего сгорания и электрогенератором, что делает его «гибридом». Первый двигатель питает генератор, второй — тяговый электродвигатель и аккумуляторную батарею.

По сравнению с дизельными конкурентами, гибридный автомобиль позволяет в определенных местах ездить на электричестве, экономя до 15% топлива. Есть механизм рекуперации. При движении в гору с грузом запасенная в аккумуляторах энергия хорошо помогает автомобилю.

Самосвал длиной 10,1 м является одним из самых быстрых и маневренных автомобилей на рынке. Кроме того, он обладает неплохой эффективностью: «Геркулес» может перевозить до 40 т при снаряженной массе 31 т.

Есть технология автоматизированного вождения ADAS уровня 5, позволяющая управлять автомобилем в карьере без водителя, хотя место водителя сохраняет полную функциональность. Это, наряду с режимом дистанционного управления, позволит внедрить производство и эксплуатацию новинки без необходимости длительной сертификации и законодательных спорах о дорожных беспилотниках (сверхтяжелая техника сейчас требует присутствия водителя на дорогах общего пользования).

КамАЗ-4308 «Одиссей»

Партнерство между создателями системы компьютерного зрения Cognitive Pilot и автопроизводителем «КамАЗ» — одно из старейших в нашей стране.

КамАЗ-4308 «Одиссей»

Серийный автомобиль КамАЗ-4308 оснащен высокопроизводительным компьютером, видеокамерами, радарами, лидарами и ультразвуковыми датчиками, а также различными промышленными модулями связи, включая Wi-Fi, 4G и даже УКВ-радиопередатчик.

Комплекс C-Pilot помог добиться удивительной точности благодаря объему анализируемой им сенсорной информации; навигационная ошибка составляет всего несколько сантиметров.

В угольных шахтах Кузбасса были проведены испытания беспилотных автомобилей для использования в опасных условиях. В связи с успешным завершением работ планируется создание карьерного самосвала.

КамАЗ-4308 начал принимать участие в логистической деятельности на дорогах промышленной площадки, выполняя челночные перевозки по заранее определенным маршрутам практически на всех производственных точках. Таким образом, «Одиссей» является наиболее удачной моделью среди конкурентов.

По данным компании Cognitive Pilot, специализирующейся на создании систем автономного вождения для сельскохозяйственной техники, проект был приостановлен. Однако компания уже давно вышла из совместной работы.

У Камского автомобильного завода достаточно партнеров, и он продолжает выпускать беспилотники с помощью академических компаний.

КамАЗ-1221 «Шатл»

Приятный электробус для поездок на короткие расстояния был показан на Московском автосалоне еще в 2016 году. Сейчас в Казани тестируется вторая версия, которая отличается переработанным дизайном и увеличенной производительностью.

КамАЗ-1221 «Шатл»

Проект НАМИ и Камского завода имеет максимальную грузоподъемность 12 человек и максимальную скорость 110 км/ч. Ходовые качества обеспечиваются двигателем мощностью 96 кВт собственной разработки. Созданная в России батарея емкостью 35 киловатт-часов позволяет проехать на одном заряде 120 км и заряжается всего за 50 минут.

Автобус ориентируется в пространстве с помощью информации от камер, лидаров, установленных на крыше, и ультразвуковых датчиков. Полученные данные используются автономным оборудованием для принятия решений и в режиме реального времени передаются по пилотной сети 5G, созданной компанией «МегаФон».

Сегодня, не меняя дорожной инфраструктуры, можно оперативно решать более сложные задачи и дистанционно управлять шаттлом благодаря синхронизации с диспетчерской со скоростью 1,2 гигабита в секунду и минимальной задержкой в 6-8 миллисекунд.

Грузовик EvoCargo

Сложный гибридный малотоннажный автомобиль EVO-1 компании EvoCargo создан исключительно на основе российских инноваций и приводится в движение электрическими батареями и водородными топливными элементами. Когда батареи разряжаются, последние используются в качестве генератора. Такая схема позволила сократить время заправки до пяти минут. Это позволит проехать 1000 км без остановки, снизив массу батареи и улучшив ремонтопригодность.

Грузовик EvoCargo

Грузовик предназначен для работы без водителя, у него нет кабины, сиденья и руля. Видимая «надстройка» служит своеобразной «рубкой» для механизмов, обеспечивающих автономное движение транспорта и связь с подключенной инфраструктурой «умных дорог» по стандарту V2X.

Компания EvoCargo предлагает услугу электрических дальних перевозок, которая позволяет клиентам избежать покупки грузовиков и капитальных затрат, оплачивая транспортные услуги по подписке или за километр.

В марте 2021 года на полигоне в Москве успешно прошел тестовый запуск трех беспилотных грузовиков EVO-1 в полностью автономном режиме с заданной скоростью движения с учетом дорожных знаков и разметки.

Volgabus MatrЁshka

Коммерческая беспилотная система состоит из модулей, в которых хранится источник питания и электрические приводы.

Авто будет выпускаться в 3 разных комплектациях. На ряде автовыставок проводились испытания и демонстрации пассажирского варианта. Компоновка салона футуристического седана отличается отличной вместимостью и приятным интерьером.

Volgabus MatrEshka

Специально разработанный двигатель и модульные LiFePO4-аккумуляторы позволяют преодолевать до 130 км с максимальной скоростью 30 км/ч. Платформа использует полный привод, а управление осуществляется с помощью уникальной операционной системы реального времени, включающей телеметрию каждого узла автомобиля.

Планируется объединить эти системы в единое приложение, которое будет отвечать за маршрутизацию, контроль и диагностику движения.

Volgabus также планирует обеспечить полный цикл операций, включая услуги по аренде и гарантийному обслуживанию автомобилей. Благодаря модульной архитектуре платформа может оставаться в рабочем состоянии, пока вы легко заменяете поврежденный или требующий обслуживания модуль. Замена модуля занимает не более 15 минут.

Благодаря модульной конструкции основной элемент корпуса можно быстро заменить для решения различных задач, а поврежденные модули при необходимости могут быть заменены даже во время зарядки автомобиля.

ГАЗель Next Eva

Не только КамАЗ занимается беспилотным авто. Компания BaseTracK, создатель технологии управления транспортом, в июле 2019 года показала в инновационном центре «Сколково» действующий прототип беспилотного шаттла «ГАЗель Next Eva».

Вместо визуальных средств ориентации BaseTracK полностью отказался от них в пользу высокоточного геопозиционирования и собственной системы помощи водителю ADAS.

Горьковский автомобильный завод не только ведет собственные разработки автомобилей, но и отвечает за интеграцию автомобильных технологий в комплекс BaseTracK.

Идея регулярно тестировалась, и в настоящее время завершается работа над сценариями для различных сложных условий вождения. Однако на данный момент неизвестно, как и когда модель будет представлена в полностью готовом виде.

ФЛИП от СберАвтоТех

Компания Sber, обладающая одним из лучших ИТ-подразделений в стране, не могла обойти вниманием беспилотную индустрию и представила публике прототип автомобиля, построенного на электрической платформе, разработанной собственной командой FLIP.

ФЛИП от СберАвтоТех

Однако при этом происходит плавная интеграция в стандарты «умных дорог» V2V и V2X, которые предусматривают «общение» всех ФЛИПов на дороге друг с другом и дорожной инфраструктурой. Авто способны передвигаться в полностью автономном режиме.

Транспорт приводится в движение стандартным электродвигателем, но его создатели хотят быстро переходить на различные альтернативные виды топлива, такие как газ и водород.

В настоящее время компания «Сбер» представила и испытала вариант, рассчитанный на перевозку 6 человек. Кроме того, предполагается предусмотреть место для грузовой и грузопассажирской перевозки. Учитывая просторную кабину FLIP, это может быть хорошим решением, даже если автомобиль имеет типично легковые пропорции (3,62 м на 1,95 м). Его вместимость на 40% больше, чем у конкурентов, поскольку водительское место отсутствует.

Многочисленные модели беспилотных авто до сих пор существуют в виде реализованных и разработанных конкурсных концептов от различных компаний. Кто знает, может быть, одна из этих команд уже завтра начнет поставлять автопилоты во всю Россию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ГОРЯЧИЕ НОВОСТИ
Горячие новости

Новинки мирового автопрома