Autoteka

Как и чем проверить катушку зажигания на работоспособность

Проверка катушки зажигания

Правильная работа катушки зажигания является ключевым элементом в эффективной системе зажигания автомобиля. Рассмотрим распространенные методы проверки на исправность катушек зажигания, начиная с анализа их нормальной работы и заканчивая методами диагностики.

Правильная работа катушки зажигания

Катушка зажигания выполняет функцию компактного повышающего трансформатора, который преобразует низкое напряжение автомобиля в высокое напряжение, необходимое для создания искры в свече зажигания. Это важное устройство имеет решающее значение для контактных, бесконтактных и электронных систем зажигания.

Работа катушки зажигания включает несколько этапов:

  • протекание тока в первичную обмотку;
  • создание электромагнитного поля;
  • активацию вторичной обмотки;
  • увеличение напряжения;
  • зажигание свечи зажигания для воспламенения топливовоздушной смеси.

Катушка зажигания работает с прерывателем, который обеспечивает пульсирующий постоянный ток для создания коротких электрических импульсов в первичной и вторичной обмотках. Пиковое напряжение во вторичной обмотке определяется соотношением витков относительно первичной обмотки.

Когда прерыватель размыкается, напряжение постепенно снижается, что вызывает высокое напряжение во вторичной обмотке и зажигание свечи зажигания. Закон сохранения энергии гарантирует, что мощность во вторичной обмотке почти равна мощности в первичной обмотке, что приводит к высокому напряжению и низкому току на выходе, и наоборот в первичной обмотке. Катушки зажигания часто имеют резистор, который регулирует ток и защищает катушку на низких оборотах двигателя.

Красные кнопки в авто

Особенности катушек

Существуют разные конструкции системы зажигания, такие как классическая, индивидуальная и двухместная, каждая из которых основана на принципе работы катушки зажигания и отличается по надежности, размеру и стоимости. Диагностика и признаки неисправности также схожи для всех этих конструкций.

Индивидуальные чаще всего встречаются в двигателях, оснащенных электронными системами зажигания. Работают по тому же основному принципу, что и стандартные. Они выполнены как с низковольтными, так и с высоковольтными обмотками, отличаясь, прежде всего, расположением первичной обмотки внутри вторичной. В результате эти катушки состоят из двух сердечников – внешнего и внутреннего. Дополнительно на высоковольтной обмотке установлен специальный диод, прерывающий ток высокого напряжения. В соответствии с особенностями конструкции сердечника выделяют стержневую и компактную.

Сдвоенные катушки имеют уникальную особенность, которой является включение дополнительного набора выводов вторичной обмотки, облегчающего одновременное зажигание двух свечей зажигания. Свеча зажигания первого цилиндра воспламеняет топливную смесь при сжатии, а вторая — при выпуске выхлопных газов, особенно для парных цилиндров в двигателях внутреннего сгорания. Такая конструкция упрощает систему зажигания и исключает необходимость в распределителях. Если в восьмиклапанных двигателях ВАЗ используются двухканальные катушки для двухцилиндрового зажигания, то появление 16-клапанных двигателей привело к внедрению индивидуальных катушек зажигания (ИКЗ).

Еще существуют сухие катушки, которые относят к классическим. При описании традиционных систем катушек зажигания внутренние отсеки обычно пропитаны трансформаторным маслом. Когда по проводникам протекают значительные токи, они выделяют тепло, а масло служит охлаждающим агентом. Хотя эти катушки обычно заключаются в металлический корпус, это не рекомендуется повсеместно.

Сухая катушка зажигания

Признаки поломок

Катушка зажигания важная составляющая в системе двигателя, при поломке которой о нормальной работе аппарата можно забыть. Список поломок, на который влияет классификация катушки, может быть отличным. В двигателях с самодиагностикой загорается лампочка «Проверьте двигатель».

Для диагностики неисправной катушки необходимо поочередно отсоединить высоковольтные провода для выявления проблемного, проверить сопротивление, осмотреть свечи зажигания и высоковольтные провода. Своевременная замена имеет решающее значение для предотвращения дальнейших проблем и повреждений двигателя.

К признакам неисправности относятся следующие:

  • двигатель не активируется в штатном режиме;
  • когда двигатель затроил (в этот момент пропускаются циклы зажигания);
  • кратковременная потеря мощности или неустойчивое движение автомобиля при ускорении;
  • автоматическое включение аварийного режима системы управления двигателем;
  • возникновение на панели оповещения «Check Engine» или его эквивалента;
  • формирование кода ошибки OBD2 при диагностике автомобиля специализированными инструментами.

Большинство указанных признаков могут служить сигналом проблем не только с катушкой, но и со свечами зажигания. Именно поэтому следует внимательно подойти к разрешению вопроса.

Знак ошибки на приборной панели

Способы диагностики

Водителями используются четыре метода: установка новой катушки и попытка запуска двигателя, использование осциллографа, установка омметра (мультиметра) и проверка наличия искры. Первоначальный метод обычно достаточен для идентификации работающей катушки. Второй метод, с использованием осциллографа, менее практичен для домашнего использования, поскольку немногие люди имеют в своем гараже функциональный осциллограф с возможностью проверки двигателя. Однако в таких случаях остаются доступны альтернативные варианты проверки.

При помощи осмотра

Для начала разумно визуально оценить оборудование, что поможет обнаружить серьезные проблемы даже без специальных инструментов. В частности, обратите внимание на любые отклонения во внешнем виде устройства:

  • следы пробоя в виде тонких полосок темного цвета, указывающие на утечку тока мимо свечей зажигания;
  • потемневшие или подгоревшие контакты, сигнализирующие о неправильной работе системы электроснабжения автомобиля;
  • изменение геометрических размеров или естественного цвета катушки зажигания, часто из-за чрезмерного теплового воздействия;

При обнаружении одного признака из списка уже можно думать о проведении комплексной диагностики.

Осмотр деталей авто

При помощи искры

По окончании обычного осмотра необходимо отдельно осмотреть каждую катушку и понять, есть ли в ней искра. Её отсутствие продемонстрирует проблемный участок, на который следует обратить внимание.

Существует инструкция, в соответствии с которой осуществляется данный вид диагностики. В самом начале важно обезопасить себя. Следует защитить руки толстыми резиновыми перчатками во избежание поражения электрическим током. После выключается зажигание автомобиля, чтобы не допустить замыкание контактов, при котором будут неблагоприятные последствия.

Далее подсоедините наконечник провода каждого цилиндра к запасной или выкрученной свече зажигания. Заземлите корпус свечи для обеспечения надежного контакта без нарушения электрической цепи, желательно с помощью крупных металлических частей корпуса двигателя автомобиля.

Включите зажигание автомобиля, а затем проверните коленчатый вал с помощью стартера. Проверьте наличие, яркость и цвет искры. Если искра отсутствует или имеет тускло-желтый цвет, это говорит о необходимости замены неисправного устройства.

Красные провода в авто

При помощи мультиметра

Прежде чем начать процедуру, следует проверить работоспособность самого мультиметра. Это можно сделать, используя два простых метода. Первый способ предполагает включение режима звонка и соединение щупов между собой, в результате чего устройство издает звонкий звук. При втором способе следует включить специальный режим сопротивления. Он обеспечивает доведение подключенных щупов до цифры 0 на экране.

При осмотре обмоток очень важно соблюсти определенный порядок действий:

  1. Водителю необходимо открутить саму катушку и найти клемму, относящуюся к каждой обмотки. Всего существует несколько проводов: стандартный (используется при первичной обмотки), толстый провод (для вторичной). Его цветовая гамма различна: может быть либо черным, либо красным, либо синим.
  2. В случае правильного выполнения алгоритма по снятию катушки, следующим шагом будет фиксация сопротивления (20 оМ) и дальнейший замер показателей через подключения к клеммам.

Что касаемо показателей, стандартным является число 3,5 Ом у первичной и 6 (может доходить и до 15) оМ у вторичной обмотки. Диагностировать обрыв или короткое замыкание можно без какого-либо труда. Необходимо всего лишь посмотреть на показатели и знать, что низкие/высокие цифры указывают на наличие неисправностей.

мультиметр

Проверка на ВАЗ 2114

Сопротивление между соединенными между собой контактами на вторичной обмотке оцениваем с помощью мультиметра, установленного в режим омметра. Затем подключаем щупы к клеммам высоковольтных проводов первого и четвертого цилиндров, добиваясь показания в районе 5,5 кОм. Вслед за этим повторяем процедуру для проводов второго и третьего цилиндров, следя за совпадением значения сопротивления в пределах ста Ом. Если напряжение отсутствует, потенциальными причинами могут быть обрыв проводов или перегорание предохранителя, который можно найти и проверить на центральной консоли салона со стороны пассажира.

Проверка на Ваз 2108 ( карбюратор)

При замере сопротивления первичной обмотки на экране отображаются следующие показатели: 0.4 –0.5 оМ. Замер вторичной должен завершиться такими показателями 4.5-5.5 кОМ. Такие показатели аналогичны для таких моделей, кК ВАЗ 2109 и 21099.

Проверка на ВАЗ 2110

На первичной цепи должны быть показатели 0.4 – 0.6 ( 1+ 3 вывод), а на вторичной 350 кОМ. Аппарат не должен показывать замыкание или резкий обрыв.

Использование осциллографа

Лучший способ точно диагностировать работу катушки зажигания — использовать осциллограф и компьютер со специальным программным обеспечением. Обычно этот метод применяют в автосервисных центрах, но не всегда доступен отдельным владельцам автомобилей. Полученные осциллограммы дают представление о работе катушки зажигания, а также об общей работе двигателя и его отдельных частей. Подробные действия и рекомендации по интерпретации результатов можно найти в техническом описании устройства или сопроводительной документации к специализированному программному обеспечению.

Осциллограф-тестер способен выявить различные проблемы, такие как обрывы в цепи датчик-вилка, высокое сопротивление цепи, обрыв цепи датчика-катушки, пробой обмотки, нарушение межэлектродного зазора, потеря компрессии в цилиндре. Эти неисправности могут привести к падению напряжения в цепи и возможным пробоям изоляции, что приводит к пропускам зажигания, нестабильной работе двигателя на холостом ходу, затруднению запуска двигателя и другим сопутствующим проблемам. Автомобиль может дергаться, особенно во время непрерывной езды.

осциллограф

Правильная диагностика катушки зажигания важна для обеспечения надежной работы двигателя. При использовании мультиметра, тестера и других инструментов, вы сможете быстро выявить неисправности и принять меры по их устранению, обеспечивая эффективное зажигание и бесперебойную работу автомобиля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ГОРЯЧИЕ НОВОСТИ
Горячие новости

Новинки мирового автопрома